Статья для АЛСИ "Педагогическая психология" (docx, 19 kb)
Статья для АЛСИ "Развитие психолого-педагогического сопровождения в современном образовании" (docx, 19 kb)
Круглый стол «Этика делового общения в общеобразовательной организации» (docx, 145 kb)
Статья «Организация проектной деятельности на уроках и во внеурочной деятельности» (docx, 25 kb)
Эффективные формы ранней профилизации в совместной деятельности - педагогов и родителей; начального общего и дополнительного образования. (rar, 2,23 mb)
Статья на тему: «Дифференциация как одна из особенностей современного урока русского языка в начальной школе».
СЛАЙД 1
Школа нового поколения, школа XXI века требует подготовки учителя, способного реализовать принципы гуманизации образования, развивающего обучения, дифференциации педагогического процесса.
В связи с этим вопрос профессиональной подготовки учителя к дифференциации и индивидуализации обучения стоит сегодня особенно остро. В национальной доктрине образования Российской Федерации, в которой определены основные цели, и задачи образования отмечено, что первоочередной задачей современного образования является «разностороннее и своевременное развитие детей».
Актуальность данной работы состоит в том, что в последние годы дифференциация и индивидуализация стала связываться с созданием классов, работающих по развивающим системам обучения (в эти классы направлялись наиболее подготовленные ученики), и коррекционных, компенсирующих классов (в них обучались дети, имеющие проблемы в развитии). Подготовка учителей к работе в таких классах осуществляется пока не на должном уровне.
Еще менее подготовленными оказываются учителя к реализации личностно - ориентированного обучения в смешанных классах. Лишь у педагогов-новаторов, мастеров педагогического труда проявляется заинтересованность в познании личности ребенка и в его систематическом развитии.
Низкий, зачастую ненаучный уровень решения проблемы индивидуализации и дифференциации обучения на практике приводит к отчуждению ученика от процесса обучения, в результате чего обучение теряет для него смысл, а знания оказываются внешними по отношению к его реальной жизни.
Специальные исследования ученых по этой проблеме выявили трудности у учителей в организации индивидуализации обучения. «Причины затруднений учителей связаны, прежде всего, с реальной педагогической деятельностью, в которой от детей требуются только знания, а их развитие не вызывает должного интереса ни у учителя, ни у родителей, ни у общественности. И это несмотря на то, что новая парадигма образования выдвигает новые цели, основная из которых – развитие ребенка».
Основную причину затруднений учителей в развитии индивидуализации и дифференциации обучения мы видим также в отсутствии в их профессиональной подготовке необходимых знаний и умений по личностному развитию учащихся.
Вышеописанная проблемная ситуация по реализации учителями принципа индивидуализации и дифференциации процесса обучения выявляет противоречие в современной образовательной парадигме: между целью современного образования по развитию школьников и недостаточной подготовкой учителя к реализации этой цели. Разрешение этого противоречия - совершенствование профессиональной подготовки учителя. Один из путей – самостоятельная научно- исследовательская деятельность.
СЛАЙД 2.
Хотя вопрос о дифференцированном обучении хорошо разработан теоретически, многие практические вопросы остаются открытыми, а именно:
- как организовать учет индивидуальных особенностей учащихся, как лучше разделить их на подгруппы (т. е. выделить сильных, средних и слабых) и установить причины, по которым ребенок не успевает по предмету;
- как методически правильно построить урок;
- как организовать постоянную (а не эпизодическую) работу с хорошо успевающими учениками;
- как проводить дифференцированные проверочные работы и оценивать их;
- исходя из каких критериев отбирать учебный материал для каждой группы и как предъявлять его (в учебнике дифференцированных заданий нет).
СЛАЙД 3.
Поэтому цель исследования: изучить проблему индивидуального и дифференцированного подхода к обучению учащихся в начальной школе; повысить уровень своих профессиональных знаний.
СЛАЙД 4.
Объектом исследования является учебный процесс в начальной школе,
а предметом исследования - вопросы организации дифференцированного обучения в начальных классах.
СЛАЙД 5.
Гипотеза: использование приемов дифференцированного обучения на практике будет способствовать повышению уровня начальной подготовки учащихся в области русского языка, обеспечит условия развития индивидуальных способностей, самовыражение и самореализации личности младших школьников.
СЛАЙД 6.
При исследовании данной работы были поставлены следующие задачи:
- изучить научную методическую, педагогическую литературу; материалы периодической печати по основам дифференцированного обучения;
- систематизировать накопленный материал;
- рассмотреть методические приемы организации работы в период обучения грамоте с учащимися, имеющими разную подготовку к школе.
СЛАЙД 7.
Практическая значимость работы состоит в том, что данные исследования проблемы позволили нам углубить свои представления и знания о методах обучения младших школьников. В работе мы сделали попытку систематизировать имеющиеся в литературных источниках материалы по проблеме исследования.
СЛАЙД 8.
Методы исследования: для решения поставленных задач был использован комплекс методов исследования: теоретические и практические.
Новизна работы обусловлена выявлением концептуальных подходов к профессиональной подготовке учителя и разработкой системы мер, направленной на совершенствование готовности будущих учителей к индивидуализации и дифференциации обучения младших школьников.
СЛАЙД 9.
В 1-ой главе «Научно-теоретические основы дифференцированного обучения младших школьников» нами были рассмотрены следующие вопросы:
1.1 Анализ исследованной литературы по данной проблеме.
1.2 Понятия «дифференциация», «индивидуализация» обучения.
1.3 Дифференцированное обучения в условиях коррекционных школ.
СЛАЙД 10.
При анализе исследованной литературы по данной проблеме мы обратили внимание на имеющиеся в литературе положения, которые должен иметь в виду будущий учитель:
-знать теоретические основы обучения педагогическим технологиям;
- учитывать единство теории и практики в своей профессиональной подготовке;
- готовить себя профессионально компетентным учителем;
- накапливать педагогическое мастерство;
- формировать профессиональное мышление.
СЛАЙД 11.
Для дальнейшего исследования нашей работы дадим определение дифференцированному и индивидуальному подходу.
Индивидуальный подход – это один из принципов обучения, предполагающий знание и учет интересов, склонностей, уровня развития, пробелов в знаниях и умениях каждого ученика.
Дифференцированный подход – это форма (метод) организации учебного труда учащихся на основе объединения их в рамках классного коллектива в небольшие группы по интересам, по уровню готовности.
СЛАЙД 12.
Рассматривая вопрос дифференцированного обучения в условиях коррекционных школ, нами были определены необходимые условия для реализации принципа доступности и посильности обучения.
- Учет индивидуально-психологических особенностей ребенка;
- Учет возрастных особенностей учащихся начальных классов;
- Учет личностных, характерологических особенностей учеников.
СЛАЙД 13.
Во 2-ой главе «Реализация принципа дифференцированного подхода в процессе обучения младших школьников родному языку» нами были рассмотрены следующие вопросы:
2.1 Учет индивидуальных особенностей учащихся – основа дифференцированного обучения;
2.2 Организация и методический прием работы со слабоуспевающими учащимися в период обучения грамоте;
2.3 Приемы дифференцированного подхода на уроках русского языка.
СЛАЙД 14.
Рассмотрим основу дифференцированного обучения грамоте, в основе которой лежит деление на группы, на примере опыта работы Людмилы Ивановны Новиковой, которая выделила следующие группы учащихся, имеющих разный уровень продуктивности познавательной деятельности:
- Высший уровень, т. е. сочетание высокой степени владения знаниями и интеллектуальными умениями;
- Средневысокий уровень, т. е. сочетание менее высокой степени владения знаниями и интеллектуальными умениями;
- Средненизший уровень, т. е. сочетание низкого уровня владения знаниями и интеллектуальными умениями.
СЛАЙД 15.
Мы рассматривали приемы работы с сильными и слабыми учащимися, но особое внимание уделялось детям, относящихся к слабым по продуктивности познавательной деятельности. Ирина Викторовна Борисова применила на практике деление на группы слабоуспевающих школьников.
К первой группе можно отнести школьников, для которых характерен низкий уровень обучаемости при положительном отношении к учению.
Ко второй группе относятся школьники, для которых характерно высокое качество мыслительной деятельности при отрицательном отношении к учению.
К третьей группе относятся школьники, для которых характерна низкая степень обучаемости и отрицательное отношение к учению.
СЛАЙД 16.
Дифференцированное обучение применяется и на уроках русского языка. В своей работе предложим схему урока дифференцированного обучения:
1.Совместная постановка задачи.
2.Дифференцированное повторение необходимого материала.
3.Совместное изучение нового материала.
4.Дифференцированное закрепление.
5.Проверка работы каждой группы с участием остальных учеников.
6.Общая проверка усвоения материала.
7.Дифференцированное домашнее задание.
СЛАЙД 17.
Итак, дифференцированный подход к обучению приносит положительные результаты:
- уменьшается нагрузка на детей, которым иногда физически трудно учиться в рамках обычной программы;
- решается проблема неуспеваемости, потому что каждый учится так, как может; в классе улучшается психологический климат;
- становится реальностью усвоение каждым общеобразовательного минимума.
В ходе исследования подтверждена гипотеза: использование приемов дифференцированного обучения на практике позволит повысить уровень начальной подготовки учащихся в области русского языка, обеспечит условия развития индивидуальных способностей, самовыражение и самореализацию личности младших школьников.
В заключение необходимо сказать, что работа по дифференцированному обучению была бы более эффективной, если бы в программе четко определялся базовый минимум, который необходимо знать для оценки «3», «4», «5», а в учебниках материал располагался бы поэтапно: для первоначальной отработки темы, среднего уровня трудности и повышенного.