Статья для АЛСИ "Педагогическая психология" (docx, 19 kb)

Статья для АЛСИ "Развитие психолого-педагогического сопровождения в современном образовании" (docx, 19 kb)

Круглый стол «Этика делового общения в общеобразовательной организации» (docx, 145 kb)

Статья «Организация проектной деятельности на уроках и во внеурочной деятельности» (docx, 25 kb)

      Эффективные формы ранней профилизации в совместной деятельности - педагогов и родителей; начального общего и дополнительного образования. (rar, 2,23 mb)


 

Статья на тему: «Дифференциация как одна из особенностей современного урока русского языка в начальной школе».

СЛАЙД 1

     Школа нового поколения, школа XXI века требует подготовки учителя, способного реализовать принципы гуманизации образования, развивающего обучения, дифференциации педагогического процесса.

     В связи с этим вопрос профессиональной подготовки учителя к дифференциации и индивидуализации обучения стоит сегодня особенно остро. В национальной доктрине образования Российской Федерации, в которой определены основные цели, и задачи образования отмечено, что первоочередной задачей современного образования является «разностороннее и своевременное развитие детей».

     Актуальность данной работы состоит в том, что в последние годы дифференциация и индивидуализация стала связываться с созданием классов, работающих по развивающим системам обучения (в эти классы направлялись наиболее подготовленные ученики), и коррекционных, компенсирующих классов (в них обучались дети, имеющие проблемы в развитии). Подготовка учителей к работе в таких классах осуществляется пока не на должном уровне.

     Еще менее подготовленными оказываются учителя к реализации личностно - ориентированного обучения в смешанных классах. Лишь у педагогов-новаторов, мастеров педагогического труда проявляется заинтересованность в познании личности ребенка и в его систематическом развитии.

     Низкий, зачастую ненаучный уровень решения проблемы индивидуализации и дифференциации обучения на практике приводит к отчуждению ученика от процесса обучения, в результате чего обучение теряет для него смысл, а знания оказываются внешними по отношению к его реальной жизни.

     Специальные исследования ученых по этой проблеме выявили трудности у учителей в организации индивидуализации обучения. «Причины затруднений учителей связаны, прежде всего, с реальной педагогической деятельностью, в которой от детей требуются только знания, а их развитие не вызывает должного интереса ни у учителя, ни у родителей, ни у общественности. И это несмотря на то, что новая парадигма образования выдвигает новые цели, основная из которых – развитие ребенка».

     Основную причину затруднений учителей в развитии индивидуализации и дифференциации обучения мы видим также в отсутствии в их профессиональной подготовке необходимых знаний и умений по личностному развитию учащихся.

     Вышеописанная проблемная ситуация по реализации учителями принципа индивидуализации и дифференциации процесса обучения выявляет противоречие в современной образовательной парадигме: между целью современного образования по развитию школьников и недостаточной подготовкой учителя к реализации этой цели. Разрешение этого противоречия - совершенствование профессиональной подготовки учителя. Один из путей – самостоятельная научно- исследовательская деятельность.

СЛАЙД 2.

     Хотя вопрос о дифференцированном обучении хорошо разработан теоретически, многие практические вопросы остаются открытыми, а именно:

- как организовать учет индивидуальных особенностей учащихся, как лучше разделить их на подгруппы (т. е. выделить сильных, средних и слабых) и установить причины, по которым ребенок не успевает по предмету;

- как методически правильно построить урок;

- как организовать постоянную (а не эпизодическую) работу с хорошо успевающими учениками;

- как проводить дифференцированные проверочные работы и оценивать их;

- исходя из каких критериев отбирать учебный материал для каждой группы и как предъявлять его (в учебнике дифференцированных заданий нет).

СЛАЙД 3.

     Поэтому цель исследования: изучить проблему индивидуального и дифференцированного подхода к обучению учащихся в начальной школе; повысить уровень своих профессиональных знаний.

СЛАЙД 4.

Объектом  исследования является учебный процесс в начальной школе,

 а предметом  исследования -  вопросы организации дифференцированного обучения в начальных классах.

СЛАЙД 5.

Гипотеза: использование приемов дифференцированного обучения на практике будет способствовать повышению уровня начальной подготовки учащихся в области русского языка, обеспечит условия развития индивидуальных способностей, самовыражение и самореализации личности младших школьников.

СЛАЙД 6.

При исследовании данной работы были поставлены следующие задачи:

  • изучить научную методическую, педагогическую литературу; материалы периодической печати по основам дифференцированного обучения;
  • систематизировать накопленный материал;
  • рассмотреть методические приемы организации работы в период обучения грамоте с учащимися, имеющими разную подготовку к школе.

СЛАЙД 7.

Практическая значимость работы состоит в том, что  данные исследования проблемы позволили нам углубить свои представления и знания о методах обучения младших школьников. В работе мы сделали попытку систематизировать имеющиеся в литературных источниках материалы по проблеме исследования.

 

 

СЛАЙД 8.

Методы исследования: для решения поставленных задач был использован комплекс методов исследования: теоретические и практические.

Новизна работы обусловлена выявлением концептуальных подходов к профессиональной подготовке учителя и разработкой системы мер, направленной на совершенствование готовности будущих учителей к индивидуализации и дифференциации обучения младших школьников.

СЛАЙД 9.

  В 1-ой главе «Научно-теоретические основы дифференцированного обучения младших школьников» нами были рассмотрены следующие вопросы:

1.1 Анализ исследованной литературы по данной проблеме.

1.2 Понятия «дифференциация», «индивидуализация» обучения.

1.3 Дифференцированное обучения в условиях коррекционных школ.

СЛАЙД 10.

При анализе исследованной литературы по данной проблеме мы обратили внимание на имеющиеся в литературе положения, которые должен иметь в виду будущий учитель:

-знать теоретические основы обучения  педагогическим технологиям;

-  учитывать единство теории и практики в своей профессиональной подготовке;

- готовить себя профессионально  компетентным  учителем;

- накапливать педагогическое мастерство;

- формировать  профессиональное мышление.

СЛАЙД 11.

Для дальнейшего исследования нашей работы дадим определение дифференцированному и индивидуальному подходу.

Индивидуальный подход – это один из принципов обучения, предполагающий знание и учет интересов, склонностей, уровня развития, пробелов в знаниях и умениях каждого ученика.

Дифференцированный подход – это форма (метод) организации учебного труда учащихся на основе объединения их в рамках классного коллектива в небольшие группы по интересам, по уровню готовности.

 

СЛАЙД 12.

Рассматривая вопрос дифференцированного обучения в условиях коррекционных школ, нами были определены необходимые условия для реализации принципа доступности и посильности обучения.

  • Учет индивидуально-психологических особенностей ребенка;
  • Учет возрастных особенностей учащихся начальных классов;
  • Учет личностных, характерологических особенностей учеников.

СЛАЙД 13.

      Во 2-ой главе «Реализация принципа дифференцированного подхода в процессе обучения младших школьников родному языку» нами были рассмотрены следующие вопросы:

2.1 Учет индивидуальных особенностей учащихся – основа дифференцированного обучения;

2.2 Организация и методический прием работы со слабоуспевающими учащимися в период обучения грамоте;

2.3 Приемы дифференцированного подхода на уроках русского языка.

СЛАЙД 14.

 Рассмотрим основу дифференцированного обучения грамоте, в основе которой лежит деление на группы, на примере опыта работы Людмилы Ивановны Новиковой, которая выделила следующие группы учащихся, имеющих разный уровень продуктивности познавательной деятельности:

  • Высший уровень, т. е. сочетание высокой степени владения знаниями и интеллектуальными умениями;
  • Средневысокий уровень, т. е. сочетание менее высокой степени владения знаниями и интеллектуальными умениями;
  • Средненизший уровень, т. е. сочетание низкого уровня владения знаниями и интеллектуальными умениями.

СЛАЙД 15.

 Мы рассматривали приемы работы с сильными и слабыми учащимися, но особое внимание уделялось детям, относящихся к слабым по продуктивности познавательной деятельности. Ирина Викторовна Борисова применила на практике деление на группы слабоуспевающих школьников.

К первой группе можно отнести школьников, для которых характерен низкий уровень обучаемости при положительном отношении к учению.

Ко второй группе относятся школьники, для которых характерно высокое качество мыслительной деятельности при отрицательном отношении к учению.

К третьей группе относятся школьники, для которых характерна низкая степень обучаемости и отрицательное отношение к учению.

СЛАЙД 16.

 Дифференцированное обучение применяется и на уроках русского языка. В своей работе предложим  схему урока дифференцированного обучения:

1.Совместная постановка задачи.

2.Дифференцированное повторение необходимого материала.

3.Совместное изучение нового материала.

4.Дифференцированное закрепление.

5.Проверка работы каждой группы с участием остальных учеников.

6.Общая проверка усвоения материала.

7.Дифференцированное домашнее задание.

СЛАЙД 17.

Итак, дифференцированный подход к обучению приносит положительные результаты:

 - уменьшается нагрузка на детей, которым иногда физически трудно учиться в рамках обычной программы;

 - решается проблема неуспеваемости, потому что каждый учится так, как может; в классе улучшается психологический климат;

 - становится реальностью усвоение каждым общеобразовательного минимума.

     В ходе исследования подтверждена гипотеза: использование приемов дифференцированного обучения на практике позволит  повысить уровень начальной подготовки учащихся в области русского языка, обеспечит условия развития индивидуальных способностей, самовыражение и самореализацию личности младших школьников.

     В заключение необходимо сказать, что работа по дифференцированному обучению была бы более эффективной, если бы в программе четко определялся базовый минимум, который необходимо знать для оценки «3», «4», «5», а в учебниках материал располагался бы поэтапно: для первоначальной отработки темы, среднего уровня трудности и повышенного.

Презентация к статье